понедельник, 18 октября 2010 г.

Что такое ката?

Фундаментальный вопрос, имеющий массу ответов. Можно погрузиться в историческое исследование и найти откуда взялись ката, кто их придумал и.т.д. Но думаю уважаемый читатель и сам в состоянии выяснить для себя это. Намного интересней будет если  расскажу, что они значили для меня какта  тогда и что они определяют теперь.

С первым ката в своей жизни, я познакомился лет в шестнадцать в секции карате. Точнее начал планомерно заниматься под руководством тренеров. Довольно часто приходилось видеть в книжках, популярных в то время, массу комплексов но их смысл оказывался скрыт. Да и кому они были интересны, когда были красочные схемы правильных ударов и блоков. Разве могло понимания глубокой философии, для юноши, соперничать с красивым ударом, после которого противник в нокауте и ты герой?
И после того, как тренер разъяснил, что ката это комбинации ударов и блоков, они стали обладать для меня смыслом. Собственно продлилось это не долго, поскольку спаринги перечеркнули все представления о бое и правильной технике...

Практика стала определяющей. Оно наверное и правильно, практика должна определять технику и представления. Вопрос только в правильной практике, чего как раз не было по своей сути. Защитные накладки, которые должны смягчать удар, делали свое дело с точностью до наоборот. Полагаясь на снаряжения, все стремились ударить, кому в таком случае интересна защита, если на голове шлем? Переломы носа, сотрясения и.т.д. были неизменными спутниками таких боев. Многочисленные поражения в спарингах, заставили снова взглянуть на ката. Вот тут и началось настоящие изучение.

На этот раз чем больше изучу, тем лучше. Началась гонка за количеством. Одно, другое и все не тот результат. Очередная публикация в спортивном журнале и очередная идея, как побеждать. Работа над катами, снова практика, снова работа и так до бесконечности - результат опять поражение. Что не так? За столь многочисленными поражениями и победами, было незаметно и неизменно только одно - желание быть лучшим. Не самое похвальное желание, но надо отдать ему должное, что благодаря этой настойчивости, продолжал заниматься и заниматься.

Очередная идея, медитация, вот наверно чего не хватало. Потом следующая мысль, соединить ката и медитацию. Снова практика.
К тому времени уже ушел из карате и увлекся тайдзицуанем. В отличии от ката в карате, там нет расшифровки технического действия, там просто движение, а для чего вы его применяете, "придумай сам". Это был очень хороший веток в моей практики над ката. Я постоянно делал комплекс и постоянно анализировал, как то или иное действие использовать в спаринге.
Постепенно начало приходить понимания, того, что отрабатывая ката можно хорошо натренировать базовую технику, позаниматься медитацией и просто поддерживать физическую форму.

Боевое искусство это не туристическое путешествие за здоровьем! Бой и практика по прежнему оставались на первом месте. Что не хватает для победы? Правила и условности боя - вот помеха! Как только они были отброшены, все встало на свои места. Я перестал заниматься учебными поединками, как не отображающим реальность действием, а искажающим ее и ведущим к неправильному результату. Ката или тогда уже комплекс тайдзицуаня приобрел иной смысл - действия в реальном бою.

Как известно у всего есть свое начало и свое завершение. Так и произошло, со временем, пришел к пониманию то, что делаю не отображает мое представление, и начался другой круг совершенствования - создания своего ката. Назвать можно, как угодно, важно не название, а то что в него вложено в сам комплекс движений.

Вложено должно быть много: понимания дыхания и энергетики тела, структура формирования движений, базовая техника, одиночные композиции для поединка, кустовой метод построения приема и стратегические принципы, и вместе с тем психологические практики, как медитации. Понимание такой сложной структуры, для простого действия не случайно, скорее всего это результат многочисленных рассуждений и поисков ответа, что есть ката.

Обратите внимание на таолу внутренних стилей у-шу. Для них не существует расшифровки технических действий, для конкретной формы. Собственно расшифровка есть, но почему у каждого мастера она своя? Ответ очень прост - Расшифровки нет! Я не противоречу себе. Просто каждый мастер видит в движениях, только ту технику, которая ему подходит. Именно отсутствие расшифровки. делает эти комплексы, столь богатыми в техническом плане. Каждый может найти что-то свое. С другой стороны, если ученику показать все технические действия, он не будет вкладывать свой труд в понимание, движений. То что мы находим в комплексе движений, становится нашим знанием, приобретенным только нами.

Вот что главное во всех ката или комплексах, возможность видеть, что-то свое, то что принадлежит только нам и определяет нас, дает возможность к развитию и самопознанию. Это и есть истинная ценность ката сейчас для меня!

Комментариев нет:

Отправить комментарий